Берасцейская харугва
О клубе
События
град Берестье
Книгарня
Фотоальбом
Ссылки
Форум
Состав
 
 
 

Книгарня


Старинные тексты:

  • Повесть Временных Лет. Наиболее известная и популярная древнерусская летопись. Перевод Д.С.Лихачева. (в формате MS Word, 162k -> скачать)
  • Галицко-Волынская летопись, на украинском языке; скачать.
  • Великопольская хроника. Великая хроника о Польше, Руси и их соседях; скачать.
  • Слово о полку Игореве. (в формате MS Word, 35k -> скачать)
  • Книга Велеса. Летопись новгородских жрецов IX века. (в формате MS Word, 74k -> скачать)
  • Привилегия короля Владислава Ягайлы, данная городу Берестию на право магдебургское (1390) - читать.

Прочее:


Доспех.

Отрывок из книги Марии Семёновой "Быт и верования древних славян". Раздел, посвященный доспехам.


Два воина. С миниатюры из рукописи конца XII века

Оглавление:


Кольчуга

В глубочайшей древности человечество не знало защитных доспехов: первые воины шли в бой нагими. С другой стороны, во многих главах этой книги уже говорилось о непререкаемой силе традиций: считалось, что праотеческие порядки завещаны человечеству непосредственно самими Богами, а значит, обсуждению и тем более нарушению не подлежат. Однако история никогда не стояла на месте, технический прогресс двигался своим чередом, Со временем воины надели одежду и начали употреблять всевозможные защитные приспособления. При этом праотеческий закон, предписывающий в сражении наготу, отнюдь не был забыт. Уйдя из повседневной воинской жизни, он остался "на крайний случай", для последнего смертного боя, когда наш далёкий предок уже не заботился о сбережении жизни и помышлял лишь о том, чтобы достойно принести себя в жертву Перуну, покровителю воинов. Свидетельства тому сохранили иностранные хроники, авторы которых имели дело с воинами-славянами - и как противники, и как союзники.

"Панцирей они никогда не надевают, - пишет византийский хронист VI века. Обратим внимание на следующие слова: - Иные же не носят ни рубашек, ни плащей, а одни только штаны, и в таком виде идут на сражение с врагами..."

А вот как описывает "дела давно минувших дней" датский писатель, живший в XII веке. По его словам, "при рукопашном бое славяне перебрасывают свои щиты за спину... и с открытой грудью, выставляя всё тело на раны, с мечом в руках бросаются на врага...". Заметим, что здесь идёт речь не о событиях XII века, а о гораздо более ранних.

Согласимся - вид такого воина, исполненного презрения к смерти и чувствующего за собой исполинские тени Богов, мог заставить попятиться какого угодно врага...

Вероятно, уместно вспомнить здесь живописные полотна и монументы нашего времени, посвящённые героизму солдат Великой Отечественной. Воины, принимающие последний бой, очень часто изображаются обнажёнными по пояс! Вот какова сила традиции.

Кольчуга, впрочем, тоже ведёт свой род из глубокой древности. Первоначально появившись в Ассирии или Иране, она была хорошо известна римлянам и их соседям. Долгое время учёные полагали, что с гибелью Рима кольчуга в Европе была позабыта и опять обрела популярность лишь во времена крестовых походов, когда крестоносцы заново познакомились с нею на мусульманском Востоке. Однако позднейшие исследования археологов доказали, что на самом деле всё было иначе: после падения Рима удобные и надёжные кольчуги не только не исчезли из употребления, но, наоборот, получили широкое распространение в "варварской" Европе. Ещё в римскую эпоху их узнали в Скандинавии; в VIII-IX веках нашей эры кольчуги носили по всей Восточной Европе от Прикамья, Западного Приуралья и Северного Кавказа до Чехии.

Естественно, кольчуга при этом не могла не обрасти мистическими свойствами, с большим успехом заменив "божественную" наготу воина прежних веков. Что же это были за свойства?

Шаман в ритуалыюй одежде

Во-первых, кольчуга железная. Стало быть, она наследует всю магию металла, побывавшего под молотом кузнеца. Во-вторых, кольчуга, сплетенная из многих тысяч колечек, - изделие исключительно трудоёмкое, а значит, тем более "священное" (и дорогостоящее). В-третьих, следует заглянуть в этнографический музей и присмотреться там к шаманскому одеянию. Учёные пишут, что стадию шаманизма прошли в разное время все народы мира. Ритуальные одежды шаманов весьма разнообразны, но есть между ними и сходство. В частности, фигурные железные бляшки, зачастую сплошь покрывающие костюм. Это обереги (подробнее см. в одноимённой главе), призванные отпугивать злых духов и привлекать внимание добрых. Во время шаманского действа - камлания - они таинственно шумели и звенели в такт ударам бубна или барабана...

Воин в железной броне, идущий в атаку под мерный рокот барабанов, в глазах древних людей должен был выглядеть родным братом шамана.

Со страниц хроник доносится глухой и мрачный барабанный бой, которым сопровождали свою атаку иные "варварские" племена. Война ещё не успела стать для них ремеслом: всякий раз битва была хотя бы отчасти богослужением. Неудивительно, что некоторые воины впадали в неистовство, подобное экстазу шамана: проявляли немыслимую в обычных условиях силу и быстроту, не чувствовали ни страха, ни боли от ран, кусали свои щиты и утрачивали способность говорить - только рычали... Подобных воинов скандинавы называли "берсерками". Это слово толкуют по-разному: то ли "без рубашки", то ли "медвежья рубашка". Первое объяснение в комментариях не нуждается, второе же означает, что боевое бешенство якобы превращало берсерков в медведей. Во всяком случае, вели они себя подобающим образом. И для этого им не требовалось поедать мухоморы или вдыхать наркотический дым, как иногда ошибочно утверждают.

Историки пишут: даже доблестные римские легионы бывали полностью деморализованы атакой "воинов-шаманов" из варварских племён и в панике разбегались. А русская летопись рассказывает: наши воины, вышедшие однажды "в голых бронях" ради устрашения неприятеля, выглядели столь жутко, что решительно невозможно было смотреть...

Одним словом, у самых разных народов "железная рубаха" служила не только индивидуальной защитой, но и знаком "воинской святости", немаловажным магическим средством достижения победы в бою.

Всадник в кольчуге и наговицах

Если в VI веке наши предки редко употребляли защитный доспех, то двумя столетиями позже они появляются уже в кольчугах собственного производства, причём славянские мастера работали в европейских, а не в азиатских традициях. Более того, по мнению историков, некоторые соседние кочевые племена, например печенеги, заимствовали кольчуги именно у славян. Кольчуги, изготовленные славянскими мастерами Х века, через Болгарию попадали в далёкий Хорезм. Это значит, они были изготовлены по самым передовым технологиям своего времени и были вполне "конкурентоспособны". Спустя некоторое время русские кольчуги получили известность и признание на рыцарском Западе. Французская героическая поэма "Рено де Монтобан" упоминает "добрую кольчугу, сделанную на Руси".

Только вот назывались ли тогдашние кольчуги - "кольчугами"? Это слово впервые упоминается в письменных источниках XVI века. В интересующую нас эпоху бытовало иное название- "броня кольчатая". Что же касается слова "броня", языковеды расходятся во мнениях. Некоторые полагают, что оно заимствовано из германских языков, где существовало сходное слово с тем же значением. Их оппоненты пишут, что славянская и германская "брони" просто родственны одна другой. Кто прав - не нам судить.

На территории Древней Руси археологами найдено более сотни кольчуг IX-XIII веков, из них сорок целых. Таким количеством находок не располагает ни одна из стран западной Европы.

Многие кольчуги найдены на местах древних битв, какие-то затерялись в руинах сгоревших городов, часть была брошена во время бегства: из летописей известно, что отступающее войско бросало буквально всё, что мешало уносить ноги, нередко являясь домой "в исподнем" и босиком. Иные кольчуги найдены в древних могилах на телах погребённых витязей и вождей. Такие кольчуги порой со временем отвердевали, превращаясь в своего рода "скульптурные отпечатки" усопших воителей.

Кусочки кольчужной ткани, отдельные колечки находят порой и в женских могилах. Эти женщины совершенно не обязательно были воительницами. По мнению учёных, фрагменты кольчуг представляли собой мужской заупокойный дар любимой подруге: точно так же в мужских погребениях нередко находят женские бусы...

Кольца кольчуг
III-XIII века

Мастера-кузнецы составляли кольчуги не менее чем из двадцати тысяч колец от 6 до 13 мм в поперечнике, при толщине проволоки 0,8-2,0 мм. Шестьсот метров проволоки требовалось для изготовления всего одной "железной рубашки". Кольца обычно бывали одинакового диаметра; лишь в позднем средневековье стали сочетать кольца разной величины, прикрывая наиболее уязвимые части тела мелким плетением.

Некоторые кольца заваривалась наглухо. Каждые четыре таких кольца соединялись одним разомкнутым, которое после этого заклёпывалось. Кропотливая работа требовала немалого навыка и большого терпения. Тем не менее для древнерусских кузнецов никакого секрета в ней не было. Археологи указывают, что даже с войском, по-видимому, ездили мастера, способные починить кольчуги прямо в походе. Об этом свидетельствуют наборы миниатюрных инструментов, найденные при раскопках.

Плетение из сварных и склепанных колец

Древнерусская кольчуга отличалась от западноевропейской, которая уже в Х-XI веках была длиной по колено, имела полный рукав и весила до 10 кг. Наши кольчуги были около 70 см длиной, имели ширину в поясе примерно 50 см, длина рукава составляла 25 см - до локтя. Разрез ворота находился посередине шеи или был сдвинут в сторону; застёгивалась кольчуга без "запаха", воротник достигал 10 см. Вес такой брони равнялся в среднем 7 кг. Археологами найдены кольчуги, сделанные для людей разного телосложения. Некоторые из них сзади короче, нежели спереди, - очевидно, для удобства посадки в седле.

Перед самым монгольским нашествием появились кольчуги из уплощённых звеньев ("байданы") и кольчужные чулки ("нагавицы").

Во многих фильмах, претендующих на звание исторических, приходится видеть, как древнерусское войско, отправившееся на врага, выезжает в дальний путь "при полном параде" - в кольчугах и шлемах. В кольчугах расхаживают воины и у себя дома, отнюдь не будучи "при исполнении", и даже садятся в таком виде за праздничный стол. Учёные подчёркивают, что это - грубейшая ошибка кинематографистов! В походах доспехи всегда везли снятыми и облачались в них непосредственно перед сражением, иногда - в виду неприятеля. В древности бывало даже так, что противники вежливо ожидали, пока все должным образом приготовятся к битве... И много позже, в XII веке, русский князь Владимир Мономах в своём знаменитом "Поучении" предостерегал против поспешного снятия доспехов тотчас же после битвы. Видимо, у реальных воинов, в отличие от "киношных", не было никакого желания попусту красоваться в тяжёлых кольчугах...


Панцирь

Византийский солдат в чешуйчатом панцире. С миниатюры Византийского кодекса

Долгое время учёные полагали, что с пластинчатыми доспехами-"бронями дощатыми"-славяне познакомились не ранее XII века. Археологам попадались в земле исключительно кольчуги. Одни авторы в связи с этим писали об "отсталости" наших предков, другие, наоборот, неумеренно восхваляли славянскую кольчугу в противовес якобы неудобным и неуклюжим латам рыцарей Запада. Вспоминали и существовавшее некогда мнение, будто Запад освоил кольчугу в том же XII веке. А третьи задавались вопросом: почему в таком случае обычная по археологическим материалам кольчуга почти не фигурирует на летописных миниатюрах, фресках и иконах, изображающих святых воинов? Боевая одежда на этих памятниках передаётся, как правило, в виде чешуи. Неужели русские художники настолько рабски следовали канонам византийского искусства, влияние которого тогда было очень сильно? И почему именно в изображениях воинов? В других случаях они почему-то предпочитали рисовать и ваять знакомое, своё...

И вот в 1948 году в Новгороде, в слое XI века, были найдены какие-то стальные пластинки. Спустя некоторое время не осталось сомнений - земля сохранила фрагмент пластинчатого доспеха. Вот тогда-то учёные внимательно пригляделись к похожим предметам, найденным в других городах. Их назначение долгое время оставалось неясным; новая находка позволила дать им объяснение.

В домонгольскую эпоху (IX-XII века) кольчуга действительно преобладала. На каждые четыре кольчуги, найденные в раскопках, приходится всего один панцирь. В XII-XIII веках вместе с появлением тяжёлой боевой кавалерии произошло и необходимое усиление защитного доспеха. В предыдущей главе упоминалось, какие изменения претерпела в своё время кольчуга. А теперь стала ускоренно совершенствоваться и пластинчатая броня.

Металлические пластины панциря заходили одна за другую, действительно создавая впечатление чешуи; в местах наложения защита оказывалась двойной. К тому же пластины были изогнуты, что позволяло ещё лучше отводить или смягчать удары вражеского оружия.

В послемонгольское время, если верить археологическим данным, кольчуга постепенно уступает место панцирю. В том же Новгороде в слоях XIV - XV веков на каждые девять остатков пластинчатого доспеха приходится всего один обрывок кольчуги…

Согласно последним исследованиям, пластинчатая броня была известна на территории нашей страны начиная со скифского времени. В русском войске панцири появились в период образования государства - в VIII-Х веках. Археологами раскопана даже мастерская "доспешного мастера", жившего в Х-XI веках. Там обнаружены инструменты и кольчужные кольца, а также пластинки доспеха.

В отличие от Западной Европы, у нас пока не найдено совершенно целых доспехов, только фрагменты. Тем не менее учёные уверены в том, что конструкции их были различны.

I. Воины в пластинчатом, и чешуйчатом панцирях. С клейм житийной иконы "Святой Георгий". Начало XIV века

II. Детали защитной одежды (VIII-XIV века}:

1 - детали пластинчатых доспехов,

2 - скрепление частей
пластинчатого доспеха,

3 - скрепление чешуйчатого доспеха,

4 - детали чешуйчатых доспехов

Древнейшая система, очень долго державшаяся в воинском обиходе, не требовала кожаной основы. Удлинённые прямоугольные пластинки размером 8-10х1,5-3,5 см непосредственно связывались при помощи ремешков. Судя по сохранившимся изображениями, такой доспех достигал бёдер и делился по высоте на горизонтальные ряды тесно сжатых продолговатых пластин. Доспех расширялся книзу и имел рукава. Эта конструкция не была чисто славянской; по другую сторону Балтийского моря, на шведском острове Готланд, у города Висбю, найден совершенно аналогичный панцирь, правда, без рукавов и расширения внизу. Состоял он из шестисот двадцати восьми пластинок.

Доспех "ременного плетения" считается весьма древним ближневосточным изобретением. По всей видимости, в Европу он проник вместе с азиатскими пришельцами V-VII веков. Древнейшие находки его сделаны при раскопках аварских и лангобардских погребений в Крыму, Венгрии, центральной Италии. Пластинчатый доспех знала и Скандинавия, причём, по отзывам зарубежных учёных, это "без сомнения был результат торговли с Россией". Новый толчок развитию пластинчатого доспеха на Руси дало монгольское нашествие: захватчики пользовались этой же разновидностью панциря.

Совсем иначе была устроена чешуйчатая броня. Пластины размером 6х4-6 см, то есть почти квадратные, пришнуровывались к кожаной или плотной матерчатой основе с одного края и надвигались друг на дружку, как черепица. Чтобы пластины не отходили от основы и не топорщились при ударе или резком движении, они скреплялись с основой ещё и одной-двумя центральными заклёпками. По сравнению с системой "ременного плетения" такой панцирь оказывался более эластичным.

В русских городах пластины чешуйчатых панцирей найдены в слоях XIII-XIV веков. Рисунки же их встречаются начиная с XI века: на некоторых изображены византийские воины, на других - русские. Панцири выписаны во всех деталях, что предполагает близкое знакомство с ними древнего художника. Местами чёткий штрих позволяет насчитать до шестисот отдельных пластинок, видны даже заклёпки и декоративная позолота. Вопрос о первоначальном появлении чешуйчатого панциря у славян, таким образом, остаётся открытым. В Европе этот доспех (известный с глубокой древности уже в Египте, Сирии, Месопотамии и Риме) применялся со времени великого переселения народов до XIII-XIV веков, когда его вытеснили латы, состоявшие из крупных полос и пластин.

В Восточной Европе он продержался дольше. В Московской Руси его называли тюркским словом "куяк". Панцирь ременного плетения тогда же именовался "ярык" или "кояр".

Воин в комбинированном доспехе

Существовали и комбинированные доспехи, например кольчужные на груди, чешуйчатые на рукавах и подоле.

Очень рано появились на Руси и предшественники "настоящих" рыцарских лат. Ряд предметов, например железные налокотники, считаются даже древнейшими в Европе. Учёные смело причисляют Русь к тем государствам Европы, где защитное снаряжение воина прогрессировало особенно быстро. Это говорит и о воинской доблести наших предков, и о высоком мастерстве кузнецов, никому в Европе не уступавших в своём ремесле.


"Шелом злачёный"

Шлемов VI-VIII веков на территории Восточной Европы учёными пока, к сожалению, не обнаружено; вопрос о том, как же прикрывали в бою голову воины тех времён, ещё ждёт своего разрешения. Дело осложняется ещё и тем, что в области проживания славянских народов, как, кстати, и в Скандинавии, шлемы в погребениях находят исключительно редко. Видимо, их клали в могилы лишь самых знатных людей. Гораздо чаще попадаются археологам шлемы, потерянные или брошенные (например, во время бегства с поля боя) либо ушедшие в землю вместе с телом своего последнего обладателя, павшего в битве и не подобранного товарищами. Так, однажды учёными были обнаружены останки воина, который в кольчуге и шлеме, с мечом в руках пал в воротах своего города, куда рвались враги...

Волею судеб, однако, именно шлем, случайно найденный в 1808 году, стал одним из первых предметов, с которых началось изучение древнерусского оружия. Этот шлем, изготовленный во второй половине XII века, долгое время служил любимым пособием для художников, изображавших воинов Древней Руси. Дальнейшие раскопки и исследования археологов позволили внести большее разнообразие в каталог русских боевых наголовий Х-XIII веков, подразделить их на несколько типов с вариантами и разобраться в происхождении и тонкостях изготовления каждого образца.

Конические, сфероконические и куполовидные шлемы. Х-ХIII века

Один из древнейших - так называемый конический, найден в кургане Х века. Древний мастер отковал его из двух половин и соединил полосой с двойным рядом заклёпок. Нижний край шлема стянут обручем, снабжённым рядом петель для бармицы - кольчужного полотна, прикрывавшего шею и голову сзади и по бокам. Основываясь на некоторых изображениях, наука XIX века поспешила назвать этот шлем "норманнским" (то есть скандинавским), однако потом выяснилось, что подобные шлемы имели общеевропейское распространение. Доподлинные же шлемы викингов, найденные скандинавскими археологами, оказались совершенно иными. Более того, теперь уже учёные всего мира, в том числе и западные, не сомневаются, что конические шлемы имеют восточное происхождение. Точно такие изображены на серебряных блюдах восточной работы VII-VIII веков. Вероятно, из Азии через Русь они и попали в Европу, где держались до XIV века. Вот вам и "влияние викингов"!

У нас, однако, такие шлемы не привились. Для Руси были гораздо более характерны справедливо любимые художниками "сферо-конические" шлемы. Эта форма оказалась намного удобней, так как успешно отводила удары, способные прорубить конический шлем.

Самые ранние сферо-конические шлемы датируются Х веком. Делались они обычно из четырёх пластин, находивших одна на другую (передняя и задняя - на боковые) и соединённых заклёпками. Внизу шлема с помощью прутка, вставленного в петельки, крепилась бармица. Учёные называют подобное крепление бармицы весьма совершенным и отмечают, что Западная Европа освоила его не ранее XIII века. А на русских шлемах существовали даже специальные приспособления, предохранявшие кольчужные звенья от преждевременного истирания и обрыва при ударе.

Колоколовидные сферо-конические шлемы с выкружками для глаз и наносниками. ХI-ХIII века

Большинство шлемов этого типа, найденных археологами, сохранили следы искусной отделки. Видно, что изготовившие их мастера заботились и о прочности, и о красоте. Железные пластины шлемов фигурно вырезаны, причём узор этот сходен по стилю с деревянной и каменной резьбой, сохранившейся с древних времён в тех же местах, где были сделаны и шлемы. Кроме того, шлемы были покрыты позолотой в сочетании с серебром. Выглядели они на головах своих отважных владельцев, вне сомнения, великолепно. Не случайно памятники древнерусской словесности сравнивают блеск начищенных шлемов с зарёй, а военачальник скакал по полю брани, "златым шеломом посвечивая". Блестящий, красивый шлем не только говорил о достатке и знатности воина - он являлся и своеобразным маяком для подчинённых, помогал высмотреть вождя. Видели его, понятно, не только друзья, но и враги - "вот он я, я не прячусь, я вас не боюсь!" - как и приличествовало герою-вождю.

Вытянутое навершие шлема этого типа иногда оканчивается втулкой для султанчика из перьев или крашеного конского волоса. Об этом султанчике современные художники, рисующие шлемы Х века, почему-то всегда забывают. Интересно, что гораздо большую известность получило другое украшение подобных же шлемов-флажок-"яловец". Красили яловцы чаще всего красным, и летописи сравнивают их с "пламенем огненным". Обычная для шлемов XV-XVII веков, эта деталь, по всей видимости, появилась ещё в XII веке. Во всяком случае, шлемы той поры нередко увенчаны спицей, служившей для укрепления флажка.

По мнению учёных, сферо-конические шлемы также ведут своё происхождение с азиатского Востока: шлемы этой формы использовались ещё в древней Ассирии и государстве Урарту. Однако речь в данном случае идёт не об "импорте", а лишь о заимствовании удачно найденной формы. Русские оружейники применяли такие детали и такую технику (например, позолота по медному листу, которым обтягивалась железная основа), которые на Востоке не были известны.

С территории Руси золочёные сферо-конические шлемы в Х-XI веках проникали в земли, заселённые пруссами, венграми и поляками, - то ли как боевые трофеи, то ли как подарки, то ли как экспортный товар. Археологи пишут, что это свидетельствует, в частности, о тесных "военно-технических" связях соседних народов, когда любая удачная новинка весьма быстро перенималась и распространялась, а также о популярности изделий русского оружейного ремесла в сопредельных западных странах.

Тесные военно-технические связи были у русских воинов и с южными соседями-кочевниками, с которыми наши предки то воевали, то вступали в союз. Так, высокие "колоколовидные" сферо-конические шлемы с выкружками для глаз и наносниками кажутся нам "неотъемлемой" принадлежностью древнерусских воинов. Между тем на юге Киевской земли их сплошь и рядом находят в могилах XII-XIII веков, оставленных половцами!

А вот чёрные клобуки (кочевники, жившие в бассейне реки Рось) носили четырёхгранные шлемы с "наличниками"-масками, закрывавшими всё лицо. Такие шлемы появились в XII веке. По мнению учёных, маски достаточно реалистично повторяют черты конкретных людей - возможно, для того, чтобы воинам было легче узнать в бою своего командира. Они, конечно, знали "в лицо" не только его самого, но и его маску. Позже шлемы с масками появились в некоторых странах Европы и Азии: в музеях хранятся аналогичные изделия XV и XVI веков, снабжённые арабскими надписями.

От сферо-конических шлемов Древней Руси произошёл позднейший московский "шишак".

Шлем с полумаской, наносником и кружками для глаз. ХII-XIII века

На рубеже XII и XIII веков, веков рыцарства и феодальных усобиц, выработался тип крутобокого куполовидного шлема с полумаской - наносником и кружками для глаз. Именно такой шлем, видимо брошенный князем Ярославом Всеволодовичем во время бегства с поля Липицкой битвы (1216 год), был случайно найден в 1808 году крестьянкой, собиравшей орехи, и долгое время служил единственным образцом древнерусского шлема. В том же XIX веке было найдено ещё несколько шлемов подобного типа; в зависимости от научных пристрастий того или иного исследователя их называли то норманнскими, то немецкими, то полянскими, то - пожалуй, наиболее справедливо - рыцарскими. Современные учёные не сомневаются, чти они были сделаны в русских мастерских. Судя по имеющимся данным, в этих мастерских существовала даже развитая специализация труда, которая позволяла из заготовок различных деталей и украшений достаточно быстро собрать шлем для любого заказчика.

Украшения шлемов включали растительный и животный орнамент, изображения ангелов, христианских святых, мучеников и даже самого Вседержителя. Разумеется, золочёные образа были предназначены не только для того, чтобы "посвечивать" над полем боя. Они ещё и магически защищали воина, отводя от него руку врага. Помогало, к сожалению, не всегда...

XIII-XIV веками датируются три шлема "с полями", найденные археологами. Скорее всего, они попали к нам из Западной Европы, где появились несколько ранее. Находки и изображения таких шлемов учёные признают нетипичными для Древней Руси.

Заканчивая разговор о шлемах, сделаем одно замечание.

Изображая славянских и скандинавских воинов в шлемах, как наши, так и зарубежные иллюстраторы и кинематографисты практически всегда забывают о некоторых необходимых деталях.

Во-первых, шлемы снабжались мягкой подкладкой. Не слишком-то приятно надевать железный убор непосредственно на голову, не говоря уж о том, каково в шлеме без подкладки в бою, под ударом вражеского топора или меча. Арабские наставления XIV века рекомендуют для подшлемника войлок, способный должным образом "рассеивать силу удара". На Руси, где войлок был не особенно популярен, пользовались, судя по летописям, меховыми подшлемниками-"прилбицами". Летописи упоминают волчьи и барсучьи подшлемники в рассказе о событиях 1169 года, но простой здравый смысл подсказывает, что "прилбицы" должны были появиться одновременно со шлемами, а не несколькими столетиями позже. И уж вовсе смешно, когда художники и режиссёры заставляют своих персонажей постоянно париться в шлемах.

Во-вторых, и скандинавские, и славянские шлемы застёгивались под подбородком. Шлемы викингов были к тому же снабжены специальными нащёчниками из кожи, усиленной фигурными металлическими пластинами. Эти нащечники найдены археологами, упомянуты в сагах ("…-на голове у него был шлем, и нащечники не застёгнуты"). Они вполне отчётливо видны на сохранившихся изображениях. Тем не менее автор этих строк ни разу ещё не видел их на художественных реконструкциях - даже на тех, что претендуют на серьёзную научную достоверность. По какой-то причине художники предпочитают копировать друг у друга рогатые и крылатые шлемы, в действительности не существовавшие, зато на их рисунках не найдёшь не то что нащёчников - даже простого ремешка для застегивания под подбородком. Хотя, кажется, тот же здравый смысл должен был бы подсказать - в ином случае шлем слетит с головы просто от резкого движения, не говоря уже про удар в бою. Неизвестно почему, игнорируют художники и подбородочные ремни шлемов древних славян. А ведь археологи находят вместе со шлемами и пряжки от них.


"Щит червлёный"

Вне зависимости от эпохи, славянских воинов чаще всего изображают с миндалевидными щитами, полагая это, видимо, характерной национальной чертой русского воинства. Иногда приходится даже слышать, что подобная форма - исконна и предназначена для пешего боя, круглые же щиты применялись, мол, конниками.

Круглый щит с умбоном и основные формы умбонов. IX-Х века

Между тем всё обстоит как раз наоборот. Данные раскопок свидетельствуют, что в VIII-Х веках щиты у славян, как и у их соседей, были круглые, примерно метр в поперечнике. Слой за слоем снимая землю, укрывшую древние погребения, учёные находят заклёпки и иные металлические детали, на которых еще сохранились частицы истлевшей кожи и дерева. Эти детали позволили установить, что древнейшие круглые щиты были плоскими и состояли из нескольких деревянных дощечек (около 1,5 см толщиной), соединённых вместе, обтянутых кожей и скреплённых заклёпками. По внешней поверхности щита, в особенности по краю, располагались железные оковки, посередине же пропиливалось круглое отверстие, которое прикрывала выпуклая металлическая бляха, предназначенная для отражения удара, - "умбон". Первоначально умбоны имели полушаровидную форму, но в Х веке возникли более удобные - сферо-конические. Специалисты связывают их появление с распространением аналогичных по форме шлемов.

На внутренней стороне щита прикреплялись ремни, в которые воин продевал руку, а также прочная деревянная рейка, служившая рукоятью. Существовал и ремень через плечо, чтобы воин мог закинуть щит за спину во время отступления, при необходимости действовать двумя руками или просто при транспортировке.

Круглые щиты долго держались в воинском обиходе. В XI веке из плоских они становятся выпуклыми; сохранившиеся изображения такого щита "в профиль" передают его форму как "воронковидную" - это особенно заметно на рисунках XIII-XIV веков. В XI-XII веках круглые щиты почти полностью вытесняются миндалевидными, но затем, несколько уменьшившись в размерах, возвращаются вновь.

Наступающий отряд англосаксов.
С ковра из Байё.
Конец XI века

Миндалевидные щиты известны у наших предков со второй половины Х века. С ними связана любопытная история, которую хочется рассказать. Учёным, да и не только им, давно известен знаменитый "ковёр из Байё", вернее, вышивка, созданная в XI веке и повествующая о завоевании Англии норманнами в 1066 году. "Норманнами" в данном случае названы жители герцогства Нормандия, расположенного на севере Франции. Своё название это герцогство получило после того, как в начале Х века там осели скандинавские викинги ("норманны" - "северные люди") одержавшие ряд побед над войсками французские королей. Естественно, скандинавы никогда не составляли в Нормандии большинства населения. Учёные пишут, что войско герцога Вильгельма (будущего Завоевателя), отправившееся в Англию в 1066 году, было вполне обычным рыцарским войском западноевропейского образца, а вовсе не дружиной викингов. Тем не менее до сравнительно недавнего времени состояние археологической науки у нас и за рубежом было таково, что ковёр из Байё был провозглашён чуть ли не классической "энциклопедией викингов", И хотя наука с тех пор успела уйти далеко вперёд, отнюдь не все мастера изобразительного искусства считаются с её доводами. Вот откуда на некоторых картинах - даже принадлежащих кисти знаменитых художников - появляются корабли с парусами, вывернутыми невозможным образом, а также "викинги" с оружием щитами и шлемами, которых у них не было и в помине.

Норманнский пеший воин и герцог Вильгельм Завоеватель. С ковра из Байё. Конец XI века

Так вот, на ковре из Байё во множестве изображены миндалевидные щиты. Надо ли удивляться, что их тотчас же окрестили "норманнскими"? Как уже не раз говорилось, в отечественной науке XIX века господствовал норманизм - гипотеза, согласно которой "варяги" наших летописей были скандинавскими викингами и якобы принесли нашим предкам цивилизацию и культуру. Соответственно, и щиты начали именоваться "варяжскими"...

Современные исследования показали, что эта точка зрения весьма далека от действительности. Скандинавские викинги, как и славяне, до конца Х века отдавали предпочтение круглым щитам с полушаровидным умбоном. Сфероконические умбоны, найденные в погребениях викингов Х-XI веков, скандинавские учёные, кстати, считают восточными, вероятно - привезёнными из русских земель. Так что влияние было взаимным.

Миндалевидные же щиты были изобретены в Западной Европе. Около 1000 года они распространились по всей Европе, не исключая и славянских земель. Произошло это в связи с усилением роли конного боя и формированием конницы как главного рода войск средневековья. Миндалевидный щит прикрывал всадника от плеча до колена и был удобнее для него, нежели круглый. Викинги же, которым так упорно приписывали миндалевидный щит, конного боя не признавали.

Общеевропейские формы щитов. XI-XIV века

В наши дни миндалевидный щит называют общеевропейским, что гораздо более справедливо. Наши воины XI - начала XIII века умело им пользовались, а мастера-щитники во множестве изготовляли. Высота такого щита составляла от трети до половины человеческого роста, а не по плечо стоящему, как почему-то принято изображать на рисунках. Щиты были плоскими или чуть изогнутыми по продольной оси, соотношение высоты и ширины было два к одному. Делали миндалевидные щиты, как и круглые, из кожи и дерева, снабжали оковками и умбоном. В XII веке, по наблюдениям учёных, с появлением более надёжного шлема и длинных, по колено, кольчуг, миндалевидный щит уменьшился в размерах, утратил умбон и, возможно, другие металлические части.

Зато примерно в это же время щит приобретает не только боевое, но и геральдическое значение. Именно на щитах этой формы появились многие рыцарские гербы. Сохранились изображения русских щитов XII века: на них просматриваются эмблемы и символы княжеских родов. Святые воины изображались со щитами, на которых начертаны кресты.

Внутренняя сторона круглого щита, и вид его сбоку. XII-ХIIIвека

Стремление воина разрисовать и украсить свой щит проявилось, конечно, задолго до XII века. Легко догадаться, что древнейшие рисунки на щитах служили оберегами и должны были отводить от воина опасный удар. Что чертили на своих щитах славяне VIII-Х веков, к сожалению, доподлинно не известно. Их современники викинги наносили на щиты всякого рода священные символы, изображения Богов и героев, нередко складывавшиеся в целые жанровые сцены. Существовал у них даже особый род стихотворения - "щитовая драпа": получив в подарок от вождя расписной щит, человек должен был в стихах описать всё, что на нём изображено.

Фон щита окрашивался в самые разнообразные цвета. Известно, что славяне отдавали предпочтение красному. Памятники литературы рассказывают о "червлёных щитах", алевших, "яко зоря". Откуда такое пристрастие? Попробуем разобраться.

Мифологическое мышление с давних пор связывало "тревожный" красный цвет с кровью, борьбой, физическим насилием, зачатием, рождением и смертью. Красный цвет, как и белый, ещё в XIX веке считался у русских признаком траура (см. главу "Свадьба"). А если привлечь данные этнографии - оказывается, у самых разных племён красный входил в "основную" цветовую триаду (белый, красный, чёрный). Что означала такая триада? Ни больше ни меньше - Прошлое, Настоящее и Будущее. В самом деле: мудрые седины Прошлого, живая кровь Настоящего, непроглядная тайна Будущего. Рассуждению о мифологическом смысле красного цвета вообще и крови в частности можно было бы посвятить отдельную книгу. Мы уже касались этой темы в разделе, посвящённом языческой вере, в главе "Звёздный мост". Здесь упомянем лишь о том, что у воинов разных народов существовал обычай перед боем окрашивать щиты... собственной кровью. Кровь, по своей воле пролитая человеком, считалась могущественным лекарством для больных, а также талисманом, способным отвести оружие врага. Прямых свидетельств у нас, к сожалению, нет, но всё, что мы знаем о мифологическом мышлении древних славян, позволяет с наибольшей вероятностью предположить, что подобный обычай мог существовать и у нас.

Миндалевидный щит. и вид его сбоку. XI - начало XIII века

В Древней Руси щит был престижным предметом вооружения профессионального воина. Источники XI-XIII веков упоминают его на третьем месте, сразу после меча и копья. Вспомним, что, по некоторым версиям языческого осмысления устройства Вселенной, само Солнце представляло собой огненно-золотой сверкающий щит (см. главу "Даждьбог Сварожич"). А чего стоит выражение "держать щит" (против кого-либо)! "Взять на щит" значило "захватить, взять вооружённой рукой". Щитами наши предки клялись, скрепляя международные соглашения; достоинство щита оберегалось законом - тот, кто осмелится испортить, "изломать" щит или украсть его, должен был заплатить порядочный штраф. Потеря щитов - их, как известно, бросали для облегчения бегства - была синонимом полного разгрома в бою. Не случайно щит, как один из символов воинской чести, стал и символом победоносного государства: взять хоть легенду о князе Олеге, водрузившем свой щит на врата "преклонённого" Царьграда!

В заключение скажем ещё несколько слов о материалах, из которых изготавливались щиты. В основном это дерево и кожа, металлические детали присутствовали далеко не всегда. Иногда пишут, будто по сравнению с металлическими такие щиты "примитивны". Всегда ли это справедливо? Учёные решили поставить эксперимент. Речь в данном случае, правда, идёт не о древних славянах, а об эпохе бронзы, но тем не менее результат интересен. В руках экспериментатора меч, сделанный по древнему образцу, с первого же удара рассёк пополам бронзовый щит толщиной 3 мм. Зато на кожаном щите после пятнадцати сильных ударов появились лишь незначительные царапины! Ещё бы-ведь кожа для щита была взята с плечевых частей туши быка. где она всего толще, и в течение некоторого времени выварена в растопленном воске- Такая обработка придала ей отменную твёрдость да ещё и водоотталкивающие свойства. Щит получился лёгким, к тому же не размокал ни под дождем, ни при переправе через реку. Надо ли сомневаться, что таким мастерством в полной мере владели и славные мастера-щитники, которых, по сообщению летописи, в начале XIII века в Новгороде была целая улица!


ЛИТЕРАТУРА

  • Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М„ 1987.
  • Кирпичников А. Н. Русские шлемы Х-XIII вв. // Советская археология. 1958. Вып. 4.
  • Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие: Доспех, Комплекс боевых средств IX- XIII вв. Л.. 1971. Вып. 3.
  • Кирпичников А. Н., Медведев А. Ф. Вооружение // Древняя Русь: Город, замок, село. М., 1985.
  • Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1937.
  • Малиново. Р., Малина Я. Прыжок в прошлое: Эксперимент раскрывает тайны древних эпох. М-, 1988.
  • Медведев А. Ф. К истории пластинчатого доспеха на Руси // Советская археология. 1959. Вып. 2.
  • Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л., 1990.
  • Тэрнер В. Символ и ритуал. М-, 1983.
  • Черненко Е. В. Происхождение пластинчатого панцирного доспеха // Краткие сообщения о полевых археологических исследованиях Одесского государственного археологического музея за 1963 г. Одесса. 1965.

Веб-дизайн и поддержка: Деревицкий Дмитрий (d_der@mail.ru)

 
 
Сайт создан в системе uCoz